Эксперты
Лучшие профессионалы оценят конкурсантов, проведут мастер-классы и помогут построить карьерный трек
3 этапа
Пройди региональный этап, отборочный и прими участие в финале чемпионата. Докажи, что ты лучший!
ЧЕМПИОНАТ "ПРОФЕССИОНАЛЫ" - ЭТО...
Эксперты
Лучшие профессионалы оценят конкурсантов, проведут мастер-классы и помогут построить карьерный трек
3 этапа
Пройди региональный этап, отборочный и прими участие в финале чемпионата. Докажи, что ты лучший!
КОМПЕТЕНЦИЯ "ЭКСПЛУАТАЦИЯ БЕСПИЛОТНЫХ АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ"
Беспилотные авиационные системы (БАС) - бурно развивающийся сегмент мирового рынка высокотехнологичных отраслей. Беспилотные воздушные суда (БВС) активно применяются в различных областях: мониторинг объектов, доставка грузов, видеосъемка, обследование зон чрезвычайных ситуаций и др. С увеличением задач, выполняемых беспилотниками, повышается спрос на специалистов и подготовку квалифицированных кадров.
Компетенция является прямым отображением запросов отрасли и заключает в себе дистанционное пилотирование, общую эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт, применение технических средств в управлении беспилотным летательным аппаратом, использование различной полезной нагрузки. Специалист по управлению и эксплуатации БАС должен владеть профессиональной терминологией, разбираться в сборочных чертежах беспилотных воздушных судов, входящих в БАС, уметь разработать, изготовить и интегрировать в общую систему дополнительный узел. В сферу профессиональных компетенций входят навыки по пилотированию на точность, скорость, маневренность, способность управлять аппаратом в сложных погодных условиях, умение отремонтировать и настроить аппарат. Специалисты в этой области разрабатывают, конструируют, осуществляют текущее техническое обслуживание БВС, локализуют и устраняют неисправности оборудования. Ключевой навык определяет умение настроить и применить летательный аппарат к любой заданной миссии.
Профессия, касающаяся эксплуатации беспилотных авиационных систем, подразумевает специализацию различных видов: эксплуатант, техник, оператор полезной нагрузки, внешний пилот и др. Независимо от специализации, профессионалы должны соответствовать общим требованиям: иметь высокий уровень персональной ответственности, владеть навыками рациональной организации работы и взаимодействия в решении проблем, соблюдать технику безопасности и отраслевые правила, следовать инструкциям изготовителей.
Отраслевые требования включают в себя знания по нескольким сквозным компетенциям, таким как: конструирование, технологии изготовления узлов БВС, радиоэлектроника, инженерное моделирование, робототехника, составление схем и чертежей, технологическое предпринимательство и др.
Для специалиста по управлению и эксплуатации БАС возможны разные форматы трудоустройства. Они могут работать как в коммерческих, так и в государственных структурах, в крупных и малых организациях или непосредственно с частными клиентами, в коллективе или индивидуально. Возможна как общая, так и узкая специализация.
КОМПЕТЕНЦИЯ "ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В КОМПЛЕКСНЫХ БЕСПИЛОТНЫХ СИСТЕМАХ"
Развитие технологий автономной мобильности и применение искусственного интеллекта увеличивает технологический потенциал комплексного беспилотного транспорта. Работа системы основывается на комплексном использовании передовых технологий искусственного интеллекта, обеспечивающие автоматическую работу и решения поставленных задач без вмешательства человека.
Комплекс определяет современную экосистему, в которой автономные устройства и беспилотные системы активно взаимодействуют в режиме реального времени с помощью алгоритмов искусственного интеллекта, оптимизируют свою работу и предоставляют эффективные решения в области автономной мобильности. Системы такого рода широко применяются в реальном секторе экономики, т.к. автоматизация любого участка производственного процесса тянет за собой последующую автоматизацию всего процесса. Разработка и внедрение комплексных беспилотных систем содержит в себе работы по автономной навигации и машинному зрению, системам анализа данных и принятия решений, сетецентрическим системам связи и облачной робототехнике, настройке взаимодействия с внешними устройствами и инфраструктурой.
Специалист по комплексным беспилотным системам — это профессионал высокого класса, который навыками и компетенциями для построения комбинированных беспилотных комплексов, умеет совмещать технологии автономных беспилотных средств всех типов, искусственного интеллекта и анализа данных. Специалисты данного направления обладают широким перечнем навыков: умение программировать встраиваемые автономные системы, разрабатывать модули для робототехники, взаимодействовать с электронными модулями и сенсорами, анализировать данные с беспилотников, интегрировать технологии искусственного интеллекта под решение конкретных задач.
Конкурсанты, как и специалисты, работающие с комплексами беспилотников, применяют инструменты искусственного интеллекта в технологиях: автономная навигация; машинное зрение; облачная робототехника; системы принятия решений; системы анализа данных; взаимодействие с внешними устройствами.
Описанные задачи применимы в различных отраслях экономики: агросектор, сельское хозяйство, логистическая отрасль, нефтегазовый сектор, строительная отрасль, туристическая, коммунальное хозяйство, горнодобывающие предприятия, промышленные и производственные предприятия.
Специалисты по искусственному интеллекту в комплексных беспилотных системах востребованы в реальном секторе экономики, так как не только обеспечивают работу каждого отдельного беспилотного аппарата, но и увязывают их в единый эффективный комплекс с другими беспилотными системами. Соответственно, заказчик получает комплексное решение задач, оптимизируя производственные процессы, снижая риски для персонала и сокращая за счет автоматизации время выполнения работ, повышая производительность.
КОМПЕТЕНЦИЯ "КУЗОВНОЙ РЕМОНТ"
Требования к восстановлению кузова автомобилей очень жесткие. Большое разнообразие автомобилей, а также различные виды деформации кузова при ДТП требуют высокой квалификации специалиста кузовного ремонта.
Специалисты по кузовному ремонту восстанавливают поврежденные автомобили в соответствие с технологиями и строгими стандартами производителя. Прежде чем приступить к кузовному ремонту, специалист должен выполнить дефектовку, определить сложность и параметры повреждений, в том числе, при помощи диагностического оборудования. Это позволяет установить ремонтопригодность автомобиля, рассчитать стоимость восстановления и выбрать методы ремонта.
Специалист должен выполнить ремонт кузова в соответствие с технологией завода-изготовителя данной модели автомобиля с целью восстановления функциональности, безопасности и внешнего вида.
Специалисты по кузовному ремонту владеют необходимыми современными технологиями кузовного ремонта, такими как:
различные виды сварки (MIG, MAG, контактная сварка),
технологии неразъемных соединений (клеевые технологии, заклепочные технологии, в том числе, прошивные заклепки),
MIG пайка специальными припоями (олово, медь, латунь),
технологии обработки металлов абразивными и химическими составами,
технологиями и техникой рихтовочных работ,
диагностика для выполнения процедур сканирования ошибок, замены и адаптации электронных блоков, удаления ошибок систем SRS/ Airbag.
технологиями ремонта пластиков (пайка, склейка),
технологиями нанесения лакокрасочных материалов (шпатлевки, герметизирующие составы),
обработка шпатлёвки (шлифовка, придание формы),
восстановление геометрии кузова, как при помощи стапельного оборудования, так и без него.
Специалист по кузовному ремонту должен иметь навыки в использовании пневматического, электрического и ручного инструмента, используемого при кузовном ремонте.
Специалист по кузовному ремонту должен быть знаком с механическими системами автомобиля, в особенности с деталями подвески и их соответствующими функциями, а также с системами пассивной и активной безопасности, уметь диагностировать их работоспособность, выполнять операции по регулировке (в том числе, регулировке сход-развала колес), демонтажу-монтажу и замене согласно технологии производителя.
Специалист по кузовному ремонту, восстанавливает автомобиль до стадии нанесения лакокрасочных материалов, а также выполняет нанесение полиэфирных шпатлевок, производит выравнивание поверхности детали соблюдая все формы, выполняет арматурные работы.
КОМПЕТЕНЦИЯ "БЕСПИЛОТНЫЕ СИСТЕМЫ ДИАГНОСТИКИ, ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ИНФРАСТРУКТУРЫ"
Компетенция охватывает применение беспилотных летательных (БПЛА), наземных (БПНА) и подводных аппаратов (БППА) для мониторинга, диагностики, обслуживания и ремонта объектов инфраструктуры. Специалисты в этой области используют современные технологии, включая компьютерное зрение, машинное обучение, IoT и робототехнику, для автоматизации процессов инспекции и ремонта. Эти системы позволяют оперативно выявлять повреждения, проводить сервисные работы и осуществлять ремонтные мероприятия, обеспечивая высокую готовность и безопасность передвижений.
С помощью беспилотных систем можно охватить множество направлений, такие как:
Диагностика и мониторинг
Аэрофотосъемка и 3D-сканирование объектов (мосты, ЛЭП, трубопроводы, здания)
Выявление дефектов (трещины, коррозия, повреждения) с помощью тепловизоров, лидаров и камер высокого разрешения
Анализ данных в реальном времени с использованием AI-алгоритмов
Техническое обслуживание
Автоматизированная очистка поверхностей (например, солнечных панелей или фасадов зданий)
Нанесение защитных покрытий с помощью дронов
Контроль состояния сложнодоступных конструкций (антенные вышки, дымовые трубы)
Ремонтные работы
Локализация и устранение мелких повреждений (например, заделка трещин с помощью дронов-манипуляторов)
Доставка материалов и инструментов в труднодоступные зоны.
Координация с другими робототехническими системами для комплексного ремонта
Программное обеспечение и управление
Разработка алгоритмов автономного полета и навигации
Интеграция с BIM (Building Information Modeling) и GIS (Geographic Information System)
Обработка больших данных для прогнозной аналитики
Области применения:
Транспортная инфраструктура (мосты, дороги, тоннели)
Энергетика (ЛЭП, ветрогенераторы, солнечные фермы)
Промышленность (нефтегазовые объекты, трубопроводы)
Городское хозяйство (крыши, фасады, коммуникации)
Гидросооружения (плотины, причалы, подводные кабели)
Плановый мониторинг путей.
Контроль качества укладки рельсов